Аппаратура для систем квантовой связи вскоре получит импульс к массовому внедрению. Мы подошли к важной точке – поскольку квантовые криптографические системы выработки и распределения ключей (ККС ВРК) являются одним из видов средств криптографической защиты информации (СКЗИ), прямо сейчас идет промышленная сертификация оборудования. По ее завершении начнется апробация технологии реальными потребителями.
Технологии квантовых коммуникаций развиваются быстро. Еще 15–20 лет назад в России и других странах начали появляться первые прототипы оборудования. Наша компания работала на лабораторном стенде в Университете ИТМО в Санкт-Петербурге, именно там были получены наши первые образцы. Со временем технологии трансформировались.
На сегодняшний день ККС ВРК являются принципиально новым видом СКЗИ и важность сертификации первых решений в этой области сложно недооценить. В процессе сертификации необходимо тщательно проверять корректность функционирования аппаратуры в части реализации квантового криптографического протокола, процедур выработки и распределения квантовозащищенных ключей посредством доверенных промежуточных узлов, формировать правила и принципы эксплуатации аппаратуры.
Уже можно говорить о том, что сразу у нескольких вендоров на рынке есть промышленные образцы ККС ВРК для построения магистральных квантовых сетей. После появления сертификатов на линейки оборудования можно будет приступить к полноценной аттестации сегментов данных сетей. Это даст следующий толчок к развитию отрасли. К этому моменту на подходе должны будут появиться еще сертифицированные образцы многопользовательских систем с удешевленным клиентским модулем, которые могут эксплуатироваться в городской инфраструктуре.
Еще одна задача для отрасли заключается в обеспечении совместимости инфраструктуры квантовых сетей с СКЗИ разных вендоров. Речь идет как о необходимости поддержки интерфейса для получения квантовозащищенных ключей от магистральных квантовых сетей, так и о полноценном сопряжении с ККС ВРК для построения сегментов локальных квантовых сетей на базе СКЗИ.
В части сертификации ККС ВРК важно отметить и вопрос непрерывно идущего процесса импортозамещения отдельных волоконно-оптических компонентов, входящих в состав оптической схемы модулей. Поскольку эти элементы являются частью системы, для которой осуществляется оценка криптографической стойкости, нельзя просто так взять и заменить их в составе изделия. Импортозамещение основных оптических компонентов в ККС ВРК должно быть связано с их дополнительным исследованием, в составе оптической схемы или даже в отдельности для наиболее критически важных элементов. Стопроцентной замены у нас пока нет, часть компонентов приходится завозить. Но отмечу, что за последние годы удалось наладить производство в России множества наименований приборов и материалов, поэтому количество российских решений на рынке растет.
Применение системы квантового распределения ключей вероятно станет востребовано для госкорпораций, в ведении которых находятся объекты критической инфраструктуры. Они уже начинают внедрять в свою работу такие технологии. Есть интерес и со стороны крупных частных коммерческих компаний с дочерними подразделениями по всей стране. Обмен данными, необходимыми для осуществления деятельности всех подразделений, происходит через информационные системы, которые компании сами для себя формируют. Чтобы защитить сведения, составляющие коммерческую тайну, компании используют разнообразные технологии шифрования, и они заинтересованы в системах, устойчивых к мощным вычислителям.
Алексей Алексеев, генеральный директор компании «СМАРТС-Кванттелеком»
Фото: Alexandru Chiriac/Shutterstock/FOTODOM